Войти

Обречённый на успех

«Спорт-Экспресс», 18.05.2002

Принято – и справедливо – считать, что зенитовские «вундеркинды», из числа которых сейчас чуть ли не наполовину состоит петербургский клуб, должны быть благодарны Юрию Андреевичу Морозову. Мол, если бы не тренер, безбоязненно предоставляющий место на поле совершенно незнакомым широкой публике юным футболистам, неизвестно, где и когда заиграли бы на высшем уровне способные выпускники футбольных школ Северной столицы. Примером в данном случае может служить судьба Дмитрия Сенникова, не заинтересовавшего в свое время «Зенит».

В случае с воспитанником знаменитой «Смены» Андреем Аршавиным все обстояло несколько иначе. С одной стороны, он дебютировал в основном составе именно при Морозове, причем тренер впервые выпустил его на поле в игре не с «Ростсельмашем» или «Аланией», а в поединке с представляющим английскую премьер-лигу «Брэдфордом». С другой Аршавин был «обречен» на ранний дебют в «Зените». И дебют яркий. От услуг невысокого и щуплого паренька, оптом и в розницу обыгрывавшего взрослых дяденек в матчах чемпионата Санкт-Петербурга (Аршавин начал играть за мужскую команду «Смены» в 16 лет!), убежден, не отказались бы и морозовские предшественники – даже такие тренеры-антиподы, как Анатолий Бышовец или Павел Садырин.

На то, чтобы освоиться в главном «Зените», Аршавину потребовалось примерно полчаса. Точнее – 17 игровых минут после спешного выхода на замену травмированного Андрея Кобелева и четверть часа перерыва в игре с «Брэдфордом». А дальше… Английские журналисты наперебой принялись узнавать у меня, кто такой этот «Эрчавин», сколько ему лет и почему он не играл в первом, петербургском матче.

Даже от традиционного для новичка ношения сетки с мячами Аршавин избавился как-то быстро, незаметно и безболезненно. Но было бы грубой ошибкой считать, что его дальнейший путь к «всенародному» признанию в родном Петербурге был усыпан розами. Ведь «для начала» Аршавин фактически отнял у битком забитого «Петровского» путевку в Кубок УЕФА, не забив верный третий мяч в ворота «Сельты». Выступающий за испанский клуб Валерий Карпин (это была единственная встреча на поле правофлангового сборной России и его нынешнего возможного сменщика) немедленно изменил счет на 2:1, и успех пришел к гостям.

Позже выяснилось, что ветеран Кобелев вовсе не торопится делиться лаврами диспетчера с дерзким новичком, и Аршавина, с семи лет игравшего на одной-единственной позиции «под нападающими», сместили на фланг. А к заветной для себя майке с плеймейкерским десятым номером Аршавин, несмотря на свой сегодняшний статус лидера в «Зените», пока так и не подобрался: он поочередно менял 28-й игровой номер на 23-й, 23-й на 15-й, но престижную «десятку» перед началом сезона получил легионер Мудринич.

И все же темп в большом футболе, взятый будущим дипломированным дизайнером, потрясает воображение. На ведущие роли в клубе 20-летний Аршавин вышел за неполный сезон. На то, чтобы стать полноправным членом молодежной сборной, ему хватило двух минут (временной отрезок от дебюта в команде Валерия Газзаева до первого гола в ее составе)!

Менее чем за месяц до чемпионата мира дриблер-универсал, способный и отдать, и обыграть, и забить, заслужил приглашение и в национальную сборную. И останавливаться на этом – чем черт не шутит – не собирается?

О ком или о чем статья...

Аршавин Андрей Сергеевич