Войти

И защитниками рождаются

«Футбол-Хоккей», 1969

Мы беседовали с Виктором Аничкиным, сидя в самом последнем ряду ереванского стадиона на матче дублеров. Он переживал за молодых динамовцев, нервничал из-за каждой их ошибки.

– Стоит ли так принимать все близко к сердцу? – спрашиваю Виктора. – Ведь завтра самому играть! Видимо, не зря некоторые тренеры не разрешают игрокам основного состава смотреть дубль.

– Они поступают неправильно. Для меня, например, самая лучшая настройка перед матчем – посмотреть игру дублеров, да и вообще футбол. И не важно, хорошая была игра или плохая. В любом матче можно найти что-то любопытное. После хорошей игры и самому хочется сыграть не хуже. После плохой… Что ж, появляется даже какая-то злость. Но, наверное, это у кого как. Некоторые предпочитают одиночество. А мне нравится возбужденная обстановка матчей, люблю сидеть на трибуне…

Это было заметно. Он охотно отвечал на вопросы ереванских болельщиков. И по существу игры, и просто о том, кто играет под каким номером, кто кому дал пас. А ещё я заметил, что более пристально он следит за динамовскими защитниками. Огорчается, когда один не совсем правильно выбирает позицию, радуется, когда другой дает точный длинный пас. Мне даже показалось, что к ошибкам нападающих «Динамо» он относится более снисходительно.

– Вам никогда не хотелось стать нападающим? – И я напомнил Виктору гол, который он забил в 1965 году. Этот гол мне почему-то всегда вспоминается, когда Аничкин в падении головой выбивает мяч из своей штрафной площади.

– Кто не любит и не хочет забирать голы? Но я всегда играл в защите и еще ни разу не пожалел об этом. Мне всегда казалось это собственным, я гордился и горжусь, что я защитник. Нападающие в центре внимания, скажете? Ну что ж, а мне приятно, Когда я выигрываю единоборство с ними, когда не даю забить тол своему подопечному. Еще в футбольной школе молодежи, тренируясь у В. Лахонина и К. Бескова, я твердо решил стать защитником.

– Но первый матч в основном составе, кажется, пришлось сыграть в полузащите?

– Не совсем так. Получилось, кстати, любопытно. Перед тем матчем, в 1960 году с «Пахтакором», дублеры играли не накануне, а за два дня. Я сыграл неплохо, и старший тренер М. Якушин взял меня на сбор основного состава. У меня и в мыслях не было, что придется играть. В запас взяли – уже здорово! И вдруг на установке Якушин дает мне персональное задание – опекать Красницкого. Но номинально на поле я вышел полузащитником. Как отыграл – не помню. Помню, что поставили мне «четверку».

– А кто как защитник служил для вас тогда примером?

– Я всегда болел за московское «Динамо», а моим любимым защитником был Крижевский. Он играл надежно и красиво.

– Крижевский однажды рассказывал в «Футболе», как надо выполнять подкат. И заметил, что из молодых игроков лучше всех это делает Аничкин…

– Да, я одно время увлекался подкатами. Мне этот прием казался и эффектным и верным. Но, пожалуй, подкатом надо пользоваться только в самом крайнем случае. Он как палочка-выручалочка после допущенной ошибки. Вообще же красота игры защитника не должна быть броской, да и вряд ли она может быть такой. Правда, скорее это относится к защитникам, играющим персонально. Вовремя выбить у форварда мяч, вовремя отобрать и сразу отдать своим – вот первая задача. Я сейчас не говорю о подключениях к атакам.

Знаете, обидно бывает читать или слышать неуважительные слова о «персональщиках». Тут, по-моему, смешиваются понятия. Да, цель ясна – не дать играть форварду. Но смотря как это делать! Одно дело – грубить, цеплять, что называется, наступать на пятки. И совсем другое – переиграть. Причем чтобы не грубить, совсем необязательно быть сильнее Пеле. Грубить – это значит признать, что у тебя нет ни силы, ни мастерства. Мне, что бы там ни говорили, нравится играть персонально с форвардом. Поединок один на один, но, конечно, не ради личного удовлетворения – вот, мол, не дал сыграть Бышовцу или Стрельцову, – а для пользы команды. В конце концов, единоборство, борьба – это и есть спорт.

Как-то итальянскому тренеру Эррере – кстати, бывшему защитнику – задали вопрос, как он относится к «персоналке». И он ответил: «Спросите у форвардов, любят ли они персональную опеку иди нет?» Так что я никогда не соглашусь с теми, кто считает персональную игру делом, что ли, более легким.

– Между прочим, вам однажды дали приз лучшего игрока матча именно за поединок с Бышовцем…

– Это редкость. Защитников не часто балуют вниманием, призами.

– Не потому ли, что многие команды обороняются не умением, а числом?

– Так опять же из-за недостатка мастерства. Притом не важно, сколько защитников, а важно, какие функции они выполняют. Защитник, играющий персонально, должен умело играть и в своей зоне. У нас были случаи, когда мы в ходе матча меняли подопечных для того, чтобы, скажем, я не превращался в крайнего защитника, а Зыков – в центрального. И потом все мы активно помогаем нашим нападающим, особенно если у соперника мало форвардов. Даже наш свободный защитник Рябов часто угрожал воротам. При необходимости свободный защитник должен уметь сыграть персонально.

– Кто из наших защитников вам нравится?

– Хурцилава. Он умеет все. Сам я чувствую себя спокойно в паре с Рябовым: мы давно играем вместе, хорошо понимаем друг друга. Я смело иду на сближение с соперником, зная, что Рябов вовремя подстрахует. Один из лучших защитников, бесспорно, и Мудрик.

Мы вспоминали с Аничкиным два интересных матча, где он играл вместе с Мудриком. Финал Кубка Европы в Испании и матч со сборной Уругвая в Москве, когда Мудрик забил единственный, победный, гол. Эта победа Аничкину была вдвойне приятна. Второй раз он соперничал со знаменитым форвардом «Пеньяроля», лучшим игроком Южной Америки 1968 года – Спенсером. Этот поединок выиграл Аничкин. Спенсер, что с ним редко случается, ушел с поля без гола. А вот первый поединок…

– Это было в Монтевидео, когда наша олимпийская сборная встречалась с «Пеньяролем». Всю игру я следил за Спенсером. Матч для нас долгое время складывался тяжело, но гол мы не пропустили. И вот когда казалось, что игра выравнивается, Спенсер обманул меня. Из труднейшего положения он вдруг головой сумел бросить мяч себе на выход и рывком ушел вперед. Получилось удачно, что ему разрешили играть в Москве за сборную Уругвая (он эквадорец), и я сумел реабилитироваться.

– Поединки с какими игроками вам запомнились в наших внутренних матчах?

– С Бышовцем, Федотовым и Стрельцовым. Все они такие разные! У Бышовца просто-таки удивительные финты! Неожиданные, необычные. Бороться с ним трудно: никогда не знаешь, чего ждать. Облегчает немного борьбу, конечно, то, что он неохотно расстается с мячом. Поэтому защитник, если сначала и проиграет, может успеть снова вступить с ним в борьбу. У Федотова другая манера. Он больше взаимодействует с партнерами, любит, как мы говорим, «обыграться» с ними и выйти на свободное место. Когда же играешь против Стрельцова, то ни на одно мгновение нельзя расслабиться: ведь этот форвард, я бы сказал, без недостатков, и от него в любую минуту можно ждать самого неожиданного решения. Спокойной жизни у защитников не бывает. И это, по-моему, хорошо. Всегда надо играть по-разному. Я думаю, что и наши защитники заставляют форвардов думать – и перед игрой и во время игры. Им это тоже наверняка интересно.

– Может ли хороший защитник сыграть в нападении?

– Это не раз доказывал Хурцилава. Я считаю, что, скажем, у Зыкова обводка не хуже, чем у многих нападающих.

– Легче ли стало играть в защите, когда нападающих поубавилось, а защитников стало больше?

– Не легче, а труднее. Не знаешь, откуда ждать опасности. Любой полузащитник, любой защитник противника может неожиданно вырваться вперед. От нас требуется теперь особая гибкость, особое понимание игры. И к тому же умение участвовать в атаках.

– В каком направлении будет совершенствоваться игра защитников?

– Если бы это можно было предугадать! Пути футбола, по-моему, неожиданны и неведомы. Думаю все-таки, что техника станет выше. И, может быть, будущее за универсалами.

– Всегда идет в футболе борьба между обороной и нападением. Равновесие нарушается то в одну, то в другую сторону. Как по-вашему, что сейчас перетягивает?

– Голов забивают, по-моему, достаточно. Голевых моментов много. С точки зрения защитников, пожалуй, даже слишком много. И все-таки мне кажется, что сейчас наступает равновесие. Надолго ли? Это уж кто кого переиграет…

О ком или о чем статья...

Аничкин Виктор Иванович