«Спорт уик-энд», 28.08.2011
Капитан «Зенита» Александр Анюков – о жеребьевке Лиги чемпионов, сборной, новом контракте и жизненных принципах.
Почему-то у многих болельщиков с легкой руки многих журналистов сложилось впечатление, что Александр Анюков неразговорчив и неинтересен как собеседник. Да, смачными фразами и сенсационными откровениями капитан «Зенита» не балует. Только практически всегда дает четкий и профессиональный ответ именно на поставленный вопрос. Даже в сборной, где периодически объявляется негласный «обет молчания», Анюков практически всегда откликается на просьбы репортеров дать оперативный комментарий о завершившемся матче. Независимо от того, выиграла команда или проиграла. Единственное, о чем предупреждает Александр перед началом интервью: никаких вопросов о личной жизни.
На «Зенит» все настраиваются по-особенному
– Зимой, когда в Питере царила эйфория после прошлогодней победы в прошлогоднем чемпионате и успешного выступления в Лиге Европы, вы предрекали «Зениту» немалые трудности в нынешнем сезоне…
– Мы ведь уже такое проходили после первого золота в чемпионате России. Удержаться на вершине намного тяжелее, чем подняться на нее. В 2008-м мы это хорошо почувствовали. На «Зенит» как на чемпиона все команды настраивались по-особенному.
– Неужели и «Зенит» два года подряд как-то особо настраивался на «Рубин»?
– Нет, наша команда всегда настроена на победу. На «Петровском» вообще фантастическая аура, и, даже будучи не в лучшей форме, все равно выкладываешься на сто процентов. Болельщики словно подпитывают нас своей энергией. Очень обидно, когда при этом теряешь очки.
– На выезде их терять не так обидно?
– В плане турнирной стратегии результаты домашних и выездных матчей не отличаются. Только вы же сами бываете на стадионе и видите, как реагирует «Петровский» на наши неудачи!
Жаль, летний отпуск короток
– Специфика переходного сезона, который продлится полтора года и предусматривает разделение на две восьмерки после двух кругов, как-то ощущается?
– Пока нет. Играем, как всегда. Нужно набирать свои очки, чтобы в плей-офф весной будущего года чувствовать себя уверенно в борьбе за золото.
– Летний отпуск – благо для футболистов?
– Если бы он еще не был столь коротким! Не буду оригинальным: футболистам, как и людям любой профессии, больше нравится отдыхать, чем работать. Только даже на отдыхе нужно помнить, как сложно бывает набирать форму.
– Приходится, вместо того чтобы нежиться на пляже в теплых краях, работать на тренажерах?
– Здесь все индивидуально. Я стараюсь дать отдых телу и голове.
Ремеслу защитника учил Тарханов
– Вы не раз подчеркивали, что пришли в футбольную школу вслед за старшим братом Алексеем. Если бы его в свое время в хоккейную секцию отобрали, мы бы сегодня знали звезду НХЛ Александра Анюкова?
– Никогда об этом не задумывался. Хорошо, что в моей жизни все сложилось так, как сложилось. Футболом интересовался всегда. Гонял мяч с мальчишками во дворе, ходил вместе с отцом, у которого был практически всегда сезонный абонемент, на матчи «Крыльев Советов». Брат, который старше на пять лет, всегда был для меня авторитетом.
– Вы ходили на матчи с его участием?
– Конечно! И в Самаре, где он играл за команды второго дивизиона, и в Похвистнево (это такой райцентр неподалеку от областного) ездил. Моя карьера сложилась удачнее.
– У вас великолепные данные для того, чтобы играть в линии атаки: хорошая скорость, выносливость, поставленный удар. Почему вас определили в защитники?
– Это еще с детских команд пошло. Поначалу играл в полузащите, а потом тренер Сергей Успенский перевел в оборону. Тонкостям ремесла защитника меня учил уже в «Крыльях» Александр Тарханов.
– Вы как-то рассказывали, что, будучи мальчишкой, брали автографы у тогдашних звезд «Крыльев» – Гарника Аваляна, Зураба Циклаури, Александра Цыганкова. Это ведь игроки атаки…
– Может быть, в глубине души мне и хотелось быть форвардом, но интересы команды всегда ставил выше. С детства. К тому же мои тренеры сумели доходчиво объяснить, что и в игре защитника есть масса интересного. Особенно если командная тактика предусматривает подключение к атакам.
– Свою первую золотую медаль вы завоевали в составе команды «Самарец» в детской футбольной лиге. В ДФЛ, которую организовал большой энтузиаст футбола Виктор Горлов, все было по-взрослому, хотя в той же Германии или Голландии до определенного возраста ребята воспринимают занятия не как будущую профессию, а как игру. Сейчас вот в составе команды «Шальке-04» на турнир памяти Юрия Морозова в команде 15-летних мальчишек, говорят, даже девчонка играет…
– В каждой стране свой подход. У меня остались только позитивные воспоминания от ДФЛ. Возможно, потому, что мы выиграли этот турнир. Конечно, переход из юношеской команды во взрослую – очень непростой момент. Меня часто спрашивают: «В «Самарце» ведь были ребята, не уступающие тебе по таланту? Почему они не смогли пробиться в команды мастеров, а ты смог?» Если честно, у меня нет ответа на эти вопросы. Приходится ограничиваться банальным: «Повезло».
– Везение играет большую роль в футболе?
– Огромную, только его нужно заслужить. При этом универсальных рецептов нет. Каждый человек должен сам искать пути.
Из «Крыльев» уходить не хотел
– В вашем послужном списке всего две команды – «Крылья Советов» и «Зенит», что по нынешним временам редкость…
– Если бы в Самаре в 2005-м не случился финансовый кризис, я бы и из «Крыльев» никуда не ушел.
– Кроме питерской команды вас настойчиво приглашали в московское «Динамо»…
– «Зенит» мне был ближе. Во всех отношениях: стиль команды, отношение к ней в городе, сам город. Не хочу обидеть поклонников московского «Динамо», но в середине «нулевых» на игры команды в Москве приходило тысяч по пять болельщиков. Даже сейчас, с появлением таких звезд, как Андрей Воронин и Кевин Кураньи, посещаемость заметно не возросла. Разве можно сравнить обстановку на матчах «Динамо» с тем, что творится на «Петровском»! К тому же у меня были друзья в «Зените», что позволило быстро адаптироваться в новой команде.
– Питерские болельщики встретили вас баннером «Саша, ты дома!», на что самарцы ответили: «Анюков, ты у нас в гостях». Можно ли сравнить бушевавшие при вашем трансфере страсти с тем, как часть фанатского виража встретила возвращение Владимира Быстрова?
– Не объяснишь же лично каждому самарскому фанату, что мне было вдвойне обидно уходить из родной команды! Просто выхода другого в той ситуации не было. Володе было намного тяжелее, и вся команда старалась его поддержать. Все нюансы перехода Быстрова в «Спартак» знают в Питере единицы, но почему-то все стремились высказать свое отношение к его возвращению.
– Вы недавно подписали новый контракт с «Зенитом» еще на пять лет. Инициатива исходила от вас, вашего агента или руководства клуба?
– Можно сказать, что совпали интересы всех сторон.
На английском и сейчас поговорить могу
– Обсуждение нового контракта Романа Широкова будоражило болельщиков и кормило журналистов почти год, уход Андрея Аршавина в «Арсенал» вообще напоминал мыльную оперу. У вас же все прошло как-то незаметно и буднично…
– Не люблю я скандалов и каких-то пиар-акций. Характер такой.
– Неужели не было желания попробовать себя в сильном зарубежном чемпионате?
– Сейчас уже нет. Когда был моложе, такие мысли возникали. Сейчас меня все устраивает в «Зените», и не вижу смысла что-то менять.
– Боитесь, что не выучите язык и будете испытывать те же проблемы, что Юрий Жирков в «Челси»?
– После того как уже шестой год работаешь под началом тренеров, не говорящих по-русски, таких опасений нет. Во всяком случае, по-английски на бытовом уровне и сейчас объясниться смогу. Просто в 29 лет ничего менять не хочется.
– Вас устраивает уровень российской Премьер-лиги, поля на стадионах провинциальных городов, долгие перелеты?
– Меня устраивают уровень «Зенита» и инфраструктура Санкт-Петербурга.
Капитанская ноша не тяжела
– Для многих стало неожиданным решение Дика Адвоката назначить вас капитаном «Зенита» после ухода Анатолия Тимощука в «Баварию»…
– Для меня тоже. Дик не вел со мной задушевных бесед, просто объявил о своем решении перед каким-то спаррингом. Так и пошло.
– Повязка капитана в «Зените» тяжела?
– Все зависит от человека. Для меня ничего сложного нет. Даже не понимаю, почему все время об этом спрашивают.
– Так ведь приходится теперь останавливаться после каждого матча в «смешанной зоне», отвечать на дурацкие вопросы журналистов…
– Я и раньше останавливался. Просто был небольшой период, когда брал паузу.
– Сейчас-то приходится отвечать за всю команду…
– Вот этого я никогда не делаю. Равно как не даю оценки действиям своих партнеров, если вы заметили.
Жареных фактов от меня не узнаете
– Часто приходится выступать посредником между командой и тренерским штабом?
– Иногда возникают такие ситуации. Хотя чаще всего собирается вся команда, и мы говорим достаточно откровенно. Вообще, считаю, что такие моменты должны оставаться внутри команды.
– Стало быть, мы не узнаем от вас, отправлялись ли делегаты от игроков к Лучано Спаллетти перед памятным матчем с ЦСКА?
– От меня точно не узнаете. Как и другие подробности внутренней жизни команды. В театре ведь зрителей не интересует, что происходит на репетициях. Почему в футболе должно быть по-другому? Есть люди, которые стараются пиариться на жареных фактах. Я к таким не отношусь.
– Улаживать возникавшие между партнерами по команде конфликты на тренировках входит в обязанности капитана?
– Практически все конфликты на тренировках – это выплеск эмоций. Врагами после них никто не становится, и особых дипломатических усилий для урегулирования прилагать не приходится.
– Ваши функции капитана распространяются на поле и базу или вы можете дать партнерам какой-то житейский совет?
– Если обратятся, почему бы и нет? Только все люди взрослые, знают, как вести себя.
– Стало быть, просить вашего посредничества в организации интервью с Игорем Денисовым бесполезно?
– Просить можно, только решать все равно будет сам Игорь.
– Знаете, какой вопрос чаще всего мелькает в Интернете на клик «Александр Анюков»?
– Было бы любопытно узнать.
– Женат ли капитан «Зенита», или есть ли у него хотя бы постоянная девушка?
– Мы же договорились: ни слова о личной жизни. Давайте продолжим о футболе.
Всё в наших руках
– Любопытная интрига в нынешнем сезоне: «Зенит» с легкостью отпускает ЦСКА в отрыв, затем непринужденно этот отрыв ликвидирует, но в решающий момент упускает шанс сравняться по очкам…
– Главное, что сейчас все в наших руках. Невозможно пройти весь чемпионат на одном дыхании. Бывают спады, бывают матчи, в которых не везет так, что впору за голову хвататься. Причем не только у «Зенита», но и у его конкурентов. У нас «любимым» месяцем, по традиции, является май. Не играем, а маемся.
– В мае 2008-го «Зенит» ведь завоевал Кубок УЕФА…
– В тот сезон, если помните, нам переносили многие игры в чемпионате России. Потом при плотном графике набрать «отложенные» очки не удалось.
– Нынешней осенью предстоит практически все время играть через два дня на третий…
– В 2008-м мы через это проходили, дебютируя в Лиге чемпионов. К тому же у Лучано Спаллетти иные принципы ротации состава, чем у Адвоката. Три года назад основа играла практически без замен.
– В матче с ЦСКА Спаллетти неожиданно для многих применил новую тактическую схему с тремя центральными защитниками и активными подключениями к атаке крайних. Тяжело было осваивать ноу-хау?
– Для меня такая игра не в новинку. В сборной при Гусе Хиддинке такая схема применялась, и в «Крыльях» при Гаджи Гаджиеве. Быстро перестроились с учетом того, что против быстрых нападающих армейцев требовались повышенные меры безопасности. Мне кажется, что и в Лиге чемпионов «Зенит» будет так играть. Хорошая ведь схема!
Лига чемпионов – хороший вызов
– Как вы оцениваете результат жеребьевки Лиги чемпионов?
– Я всегда говорил, что чем сильнее соперник, тем интереснее играть в самом престижном еврокубке. Лига чемпионов – это хороший вызов для любого игрока. Мне хочется играть в этом турнире каждый сезон.
– Опыт «Рубина» показывает, что против «Барселоны» играть бывает проще, чем против «Лиона»…
– Все зависит от конкретной ситуации. Вряд ли «Зенит» будет подстраиваться под соперника. У нас есть своя игра, которая может принести успех на европейской арене. Группа у нас очень ровная. Нельзя недооценивать даже кипрский АПОЭЛ. Я смотрел игру этой команды с польской «Вислой», и мне киприоты очень понравились.
– Игра «Порту» против ЦСКА и «Спартака» в прошлогодней Лиге Европы вообще должна была произвести неизгладимое впечатление…
– Хорошая команда, что и говорить! Только с ней можно играть, ее можно побеждать.
Хотите хорошего футбола – болейте, как в Англии
– Чем вы объясняете невыразительную игру сборной России в товарищеских мачтах, из-за которой она опустилась в рейтинге и сеялась при жеребьевке ЧМ-2014 из второй корзины?
– После товарищеских матчей на сборную России всегда обрушивается шквал критики. Даже когда выигрываем, находятся недовольные. Мы уже привыкли. Зимой, когда идет подготовка к сезону, вообще, как мне кажется, не стоит проводить спарринги. Хиддинк не зря ведь отказался от такой практики.
– Тем не менее оспаривать путевку в Бразилию придется с таким неудобным для нашей команды соперником, как Португалия…
– Не думаю, что с Германией или Испанией было бы легче. Конечно, многие еще не забыли те злополучные 1:7 в отборочном цикле ЧМ-2006. Я играл в том матче и тоже прекрасно все помню. Только нужно отбросить воспоминания и настраиваться на ближайшие игры.
– В сборной Адвокат относится к футболистам по-другому, чем в «Зените»?
– В отношении меня никакой разницы не заметил. Просто реже общаемся.
– Вы упомянули о критическом отношении к сборной и ее игрокам, а болельщики считают, что национальная команда превратилась в некий закрытый клуб по интересам…
– О том, что сборная нуждается в притоке «свежей крови», твердят практически после каждой игры. Можно вообще 11 новых футболистов выпустить, только будет ли результат? Мне кажется, что болельщики должны быть настроены позитивно по отношению к своей команде, будь то клуб или тем более сборная. Что толку твердить на всех углах: российская Премьер-лига хуже английской во сто крат! Болейте так, как в Англии! Там ведь даже при счете 0:3 болельщики ни на секунду не смолкают и провожают футболистов аплодисментами. У нас в такой ситуации половина стадиона уходит, не дожидаясь финального свистка.
Хорошо, что в «Анжи» появились Керимов и Жирков
– Для вас стала неожиданностью реакция московской публики на переход Юрия Жиркова из «Челси» в «Анжи», продемонстрированная на последнем матче сборной?
– Не буду комментировать акцию болельщиков. Это уже было сделано сразу же после завершения матча. Хорошо зная Юру, я понимаю и уважаю его решение. Он посчитал, что продолжение карьеры в «Анжи» в нынешней ситуации для него лучший вариант.
– Нет ли у вас опасений, что клуб из Махачкалы в ближайшее время купит всех и все – от Лионеля Месси до титула чемпиона России?
– Чего уж мелочиться, нужно сразу на Лигу чемпионов замахиваться! Не вижу ничего плохого в том, что появился такой человек, как Сулейман Керимов, любящий футбол, не жалеющий средств на команду из своего родного города, поднимающий к ней интерес.
– Играть с «Анжи» стало интереснее?
– Намного сложнее, стало быть, и интереснее. К тому же сейчас вокруг «Анжи» невиданный ажиотаж, где бы команда из Махачкалы ни играла. Что бы там ни говорили недоброжелатели дагестанского клуба, Роберто Карлос, Самуэль Это’О и Жирков привлекают болельщиков на трибуны.
– Много разговоров о том, что кроме футбольных факторов для достижения успеха «Анжи» использует и иные…
– Это вы о судействе? К этому в России игроки привыкли, как и к критике по поводу и без. Нужно все воспринимать как данность. Хотя работа у арбитров нелегкая. Сам ею никогда не рискну заняться.
Буду играть, пока играется
– Свое будущее вы связываете с футболом?
– Поживем – увидим. Может быть, тренером хорошим стану.
– Не надоела кочевая жизнь, вечные стрессы и критика?
– В футбольной жизни есть гораздо больше позитивных моментов, на которые почему-то предпочитают не обращать внимания.
– Какой-то возрастной рубеж для смены жизненного амплуа для себя определили?
– Нет. Буду играть, пока играется. Пока ни физической усталости, ни пресыщенности не чувствую. Даже вопросы журналистов спокойно воспринимаю.
О ком или о чем статья...
Анюков Александр Геннадьевич