Войти

«Невское время», 2001

…По коридорам телецентра, что на улице Чапыгина передо мной шел невысокий, худенький молодой человек, по фигуре совсем мальчишка, подросток, которого слабо коснулась акселерация. Встречавший его тележурналист Игорь Ленкин радостно воскликнул «Наконец-то! Что, Андрей, в «пробке» застрял?» «Да нет, у меня же нет машины, друзья подвезли» – ответил юноша, которым оказался Андрей Аршавин, уже ставший к тому дню кумиром завсегдатаев «Петровского». В комнатке, где перед началом передачи «Футбол №1» гостей ее ведущего Владимира Столярова припудривали (чтобы в свете юпитеров не лоснились лица), Аршавин разговорился с женщиной-гримером. «Сколько же вам лет, молодой человек? – Скоро будет 20. – А выглядите моложе. – Да, меня даже на дискотеки ночные не пускают». Через несколько минут заслуженный тренер СССР Герман Семенович Зонин жал Аршавину руку, приговаривая «Молодец, внучек, молодец. Если и дальше будешь так играть, попадешь в сборную обязательно»…

Два года назад бессменный директор футбольной школы «Смены» Дмитрий Николаевич Бесов говорил мне, что ждет очень многого от новых выпускников. «Есть среди них очень талантливые. Жду от этих ребят даже большего, чем от поколения конца семидесятых». Разумеется, Бесов – человек, видевший своими глазами весь питерский футбол за шестьдесят с лишним лет, знал, что говорил, но все-таки из-за врожденного скептицизма не очень-то легко поверилось в его слова. Все-таки в «золотом» составе «Зенита» в 1984-м было восемь питомцев «Смены». Так неужели спусти полтора десятка лет из стен школы на улице Верности вышли парни, способные затмить Юрия Желудкова, Владимира Клементьева, Сергея Дмитриева, Валерия Брошина? Не стану повторять фамилии всех, кому Бесов выдал столь щедрые авансы, у них еще все впереди, но точно помню, что Андрея Аршавина директор «Смены» назвал на первом месте. Глядя на игру Андрея Аршавина, вспоминаешь слова, что написал Юлий Ким к «Песни Остапа Бендера» из фильма Марка Захарова «12 стульев»:

«О, наслаждение, ходить по краю,

Замрите ангелы, смотрите – я играю»

Не знаю, замирают ли ангелы, но публика на «Петровском» замирает, когда Аршавин идет по флангу с мячом, разбрасывая финтами защитников, делая из них клоунов. Замирает, чтобы взорваться, взреветь от восторга, если слалом Шавы, как его зовут товарищи по команде и болельщики, закончился удачно, или от негодования, если хрупкого блондина «срубил» обиженный им боец обороны противника.

«Мало в нашем футболе игроков с нестандартным дриблингом, так умеющих неожиданно «переключать скорости», менять направления атаки, как Аршавин» – говорил о пятнадцатом номере «Зенита» комментатор Геннадий Орлов.

Поиграть на любимой с детства позиции «под нападающими» в «Зените» Аршавину пока не удается, он полезнее команде на фланге, причем может в случае необходимости сыграть и слева, и справа. На счету Андрея четыре забитых мяча и девять голевых передач, то есть КПД его завораживающих прорывов весьма высок. Правда, в очень важном матче с «Локомотивом» на «Петровском» любимец публики не смог показать себя во всей красе, чересчур грубо играли против него железнодорожники, ничуть не стеснявшиеся бить по ногам. Судья не смог остановить сползание игры в битву костоломов. Вспомнилось, глядя на корчившегося на газоне от боли Аршавина, как страдали от любителей «поиграть в кость» такие мастера дриблинга как Владимир Гуцаев и Валерий Газзаев.

Без Аршавина «Зенит» уже нельзя представить, в сезоне-2001 он пропустил всего один матч – заключительный с «Черноморцем». Выйти на поле 8 ноября ему не позволил строгий арбитр Юрий Чеботарев, показавший желтую карточку, ставшую четвертой, за слишком бурное празднование гола в ворота «Спартака». В этом весь Аршавин – он остается мальчишкой – дерзким до бесшабашности, играющим как в детстве, что у него еще не кончилось. Юрий Андреевич Морозов, хоть изредка и хвалит Аршавина, остается к нему строг: «Андрей слишком рано стал чувствовать себя звездой. Он все время играл в детских и юношеских командах на позиции «под нападающими», причем не был обременен никакими другими обязанностями, не испытывал никакой ответственности. Другие выцарапывали мяч, доставляли его Аршавину, а он раздавал пасы, забивал – все, что от него требовалось. Ему еще надо взрослеть».

О ком или о чем статья...

Аршавин Андрей Сергеевич