Войти

Дмитрий Мичков: «У нас легионерам жаловаться не на что»

18.12.2003

Этому полузащитнику «Рубина» через два месяца исполнится только 24. А за плечами уже три заграничных сезона: два – в Бельгии и один – в Швейцарии. Складывались они по-разному. Но даже негативный опыт в чем-то полезен.

ОТ БЕЛЬГИИ ДО ВОРОНЕЖА

Ранней весной 2000 года мне довелось побывать у Дмитрия Мичкова в гостях в Харельбеке. Тогда дела у молодого футболиста шли хорошо. Имел место в основном составе, познавал западную действительность в ее светлых проявлениях. Собирался жениться, что вскоре и сделал. Но следующий сезон выдался неудачным. В состав россиянин попадать перестал.

– В «Харельбеке» сменился тренер, – вспоминает Мичков. – Прежний пошел на повышение в «Гент», а с новым начались проблемы. За 16 игр клуб набрал 7 очков. Последовала тренерская отставка. Вакантное место занял хорват – и привел с собой семь соотечественников.

– История напоминает Буняка, взявшегося поднимать «Уралан» с внушительным югославским контингентом.

– Хорват, между прочим, поначалу выправил положение. Но ненадолго – все равно клуб из высшей лиги вылетел.

– Оглядываясь назад, не жалеете о бельгийском прошлом длиною в два года и три месяца?

– Однозначного ответа и не дашь. В начале 99-го, когда уезжал, почти никто в 20 лет в основных составах российских клубов не играл. Ситуация стала меняться к лучшему чуть позже. Вон в «Зените» молодые вообще на ведущих ролях.

– Но так обстоит дело не везде.

– Не везде. Но все-таки во многих командах молодежи доверяют.

– Не считаете, что в таких командах, как ваш «Рубин», где много легионеров, молодым путь в основной состав заблокирован?

– Для начала молодежь должна быть достойной. Такой, как в «Зените».

– Летом 2001-го вы вернулись из Бельгии. Прошла информация, что можете оказаться в «Крыльях». Но в итоге попали в «Факел» и приняли участие лишь в восьми матчах второго круга.

– О том периоде жизни лучше и не вспоминать. Это была ошибка. Аверьянов говорил, что на меня рассчитывает, а на деле брал лишь для обострения конкуренции в составе.

ОТ ЖЕНЕВЫ ДО ТАТАРИИ

– И вы отправились в Швейцарию. Какие от нее остались впечатления?

– Хорошие. Мне нравились и обстановка в женевском «Серветте», и футбол, в который играла команда, и чемпионат в целом. В Бельгии каждый старается показать себя. В Швейцарии же упор делается на командные действия, нет пресловутого «бей-беги». Футболисты техничные, игру ведут с помощью паса.

– У меня сложилось впечатление, что вам, игроку с комбинационным чутьем, бельгийский чемпионат не совсем подходил. Скажем, «Брюгге» неплохо играет в последнее время в Европе, но команда-то силовая и простоватая.

– Я бы не упрекал ее в примитивизме. «Брюгге» способен играть достаточно разнообразно.

– ЦСКА прошлогоднего образца тоже мог выдать интересную комбинацию, но в целом добивался результата за счет напора. Разве не так?

– «Брюгге» и впрямь похож на ЦСКА. Но мне кажется, все же поинтереснее. Или взять «Базель». Тоже в принципе силовая команда, но в ней есть тонкие исполнители. В первую очередь Хакан Якин, от которого многое зависит.

– В вашем «Серветте» лидером был, видимо, Фрай?

– Безоговорочным лидером его назвать было нельзя. Иногда он даже в состав не попадал. Но моменты использовал умело.

– В Бельгии, помнится, вас поначалу приятно поразили отношения между тренером и игроками: на занятии – начальник и подчиненные, за пределами поля – равные партнеры.

– Тогдашний тренер действительно был футболистам другом.

– В России дистанция больше?

– Безусловно. Но это и не хорошо, и не плохо. Просто так принято. В Швейцарии за год мне довелось работать с двумя тренерами. Один был весьма демократичен, а другой, итальянец, общался только с помощником по физподготовке. Через него и доносил требования. Ни с президентом не разговаривал, ни со спортивным директором, не то что с игроками. Холодный человек.

– Где легионерам проще адаптироваться – в Бельгии, в Швейцарии, в России?

– Могу судить только о тех клубах, в которых играл. Нам с Андреем Дятелем в «Харельбеке» никто переводчика не выделял. А в «Рубине» их иностранцам предоставляют, заботятся, чтобы все тренерские установки доходили. Да и вообще все делают, чтобы легионеры не чувствовали себя обделенными и забытыми. Нам тоже помогали, но не в такой степени.

– Сегодняшний «Рубин» – клуб более высокого класса, чем ваши предыдущие команды?

– Трудно сказать.

– А какой чемпионат, по-вашему, сильнее – российский или швейцарский?

– Хочется верить, что российский. Представителей Швейцарии в 1/8 финала Лиги чемпионов нет. С другой стороны, «Серветт», когда я в нем играл, добрался до четвертого раунда Кубка УЕФА: победил поочередно «Славию», «Сарагосу» и «Герту». Какая российская команда, кроме «Локомотива», сегодня способна на такой результат? ЦСКА? Очень большой вопрос. Мне-то и в чемпионском для армейцев сезоне «Локо» гораздо больше нравился. По моему, именно он сильнейшая команда страны. Но в начале сезона угодил в функциональную яму, запорол первый круг, а потом конкурентов было невозможно догнать.

СБОРНАЯ В ПОРТУГАЛИИ НЕ ПОТЕРЯЕТСЯ

– Судя по тому, что вы оказались в «Рубине», ваши дела по-прежнему ведет Константин Сарсания. Вот и Силлу, с которым я только что беседовал, он в Казань сосватал.

– Сарсания со мной советовался. Бердыев тоже в Германию, где я готовился к повторной операции на колене, звонил. Понятно, мое слово не было решающим. Я лишь подтверждал какую-то информацию.

– Как получили столь неприятную травму?

– После первого матча в чемпионате с ЦСКА мы тренировались на синтетике – на стадионе имени Нетто. Пошел в стык – и мениск полетел. Сделали в Москве операцию. Начал бегать, но бить по мячу не мог. В итоге отправили в Германию. Вновь тренироваться с командой стал только в сентябре, а первый матч после перерыва провел 5 октября против «Спартака-Алании».

– Словом, фактически пропал второй в недолгой карьере сезон?

– К сожалению. Но ничего не поделаешь.

– Как в Швейцарии отреагировали на поражение от сборной России со счетом 1:4?

– Иногда я созваниваюсь с прежними партнерам, но эту тему мы не затрагивали.

– Чего, по вашему мнению, можно ожидать от швейцарцев на чемпионате Европы?

– Ничего. Из группы с Францией и Англией они не выйдут. По большому счету они не должны были и первое место в отборочной группе занимать. Ведь нашей сборной достаточно было одно очко набрать в матчах с Албанией и Грузией, чтобы не пустить их напрямую в финальный турнир.

– А наша сборная чего-то в Португалии может добиться?

– Ситуация в команде благоприятная. У тренера хорошие отношения с футболистами, и жребий, по-моему, неплохой. Греки нашей сборной по силам, а Португалия на чемпионате мира в 2002 году не впечатлила. Мне кажется, если будет играть Фигу, это для нас только плюс. Он тянет команду не вверх, а вниз.

– Остается выяснить, какие планы у «Рубина».

– Бердыев сказал: «Хорошо, если будем в пятерке». «Шинник» после четвертого места через год в первую лигу вылетел, «Анжи» после такого же результата сезон поборолся за выживание – и проследовал туда же. Сегодняшнему «Рубину» важно доказать, что взлет был не случайным.

О ком или о чем статья...

Мичков Дмитрий Вячеславович