«СПОРТглавред», 04.12.2006
Футбольная слава: от боевого братства до… предательства… Пятьдесят лет назад сборная СССР завоевала золотые медали на Олимпийских играх в Мельбурне. Но для некоторых героев тех баталий юбилей обернется «праздником со слезами на глазах» – горькими слезами…
О связи поколений
8 декабря Российский футбольный союз организует ряд мероприятий, посвященных этому событию. В далеком 1956 году – сборная СССР, под руководством Гавриила Качалина, принесла советскому футболу первую международную победу. В финале Олимпиады в Мельбурне сборная СССР, что называется, схлестнулась с командой Югославии. У многих тогда были еще свежи в памяти события предыдущей Олимпиады в Хельсинки, когда в жестоком единоборстве с «югами» советские футболисты сумели в безнадежной ситуации сравнять счет – 5:5, но в переигровке уступили – 1:3. В Мельбурне из прежнего состава играли Константин Башашкин, Игорь Нетто и Анатолий Ильин… По накалу страстей австралийский финал превзошел все ожидания: команды, что называется боролись «стенка на стенку». Судьбу матча решил единственный гол, забитый спартаковцем Анатолием Ильиным.
К сожалению, до 50-летнего юбилея дожить удалось не всем участникам той славной победы. Однако страна не забыла своих героев и поздравления с золотым олимпийским успехом в равной степени принимают и те, кто играл в финале, и те, кто переживал за своих товарищей на скамейке запасных. К сожалению, замены в то время предусмотрены не были, и мужественному Николаю Тищенко пришлось доигрывать матч с поломанной ключицей!
На сайте Российского футбольного союза появилось сообщение, что РФС совместно с Союзом ветеранов футбола организует ряд мероприятий, посвященных этому событию. «Сначала в манеже «Динамо» состоится турнир детских команд, представляющих московские клубы. Привлечение на праздник детей будет означать связь двух поколений отечественных футболистов. Затем там же пройдет торжественное чествование олимпийских чемпионов».
Отличная инициатива, замечательные слова! Уж сколько раз уже приходилось слышать с высоких трибун о том, что связь поколений – неотъемлемое условие самого факта существования современного футбола, что всем нам просто таки необходимо пропагандировать великие достижения предшественников, без которых вряд ли был бы возможен качественный рост сегодняшних футболистов. Хотя о высоком «качестве» нашего футбола можно говорить лишь с некоторой натяжкой. Впрочем, это – тема другого материала…
«По регламенту Олимпиады 1956 года золотые медали получали только участники финального матча. Остальным футболистам, выступавшим за сборную СССР в отборочном и финальном олимпийском турнире, президент РФС Виталий Мутко вручит специальные копии медалей, изготовленные в Монетном дворе г. Москвы. Обязательно порадуют болельщиков и специалистов своим присутствием Борис Разинский, Алексей Парамонов, Иосиф Беца, Владимир Рыжкин, Анатолий Исаев, Никита Симонян, Валентин Иванов, Анатолий Ильин, Юрий Беляев, врач Олег Белаковский. Остальных участников Олимпиады, к сожалению, уже нет в живых».
Награда нашла героя! Не повезло герою…
Олимпийских чемпионов в истории украинского футбола не так уж и много – пальцев одной руки вполне хватает… Поэтому это сообщение не могло не обрадовать.
Йожеф Йожефович Беца живет в Мукачево – далеко от Москвы и Интернетом не пользуется, газету «Советский спорт» не читает… Так что, о чествовании олимпийских чемпионов он узнал лишь тогда, когда ему об этом сообщил еще один прославленный ветеран украинского футбола Тиберий Попович, которого я разбудил глубокой ночью.
Утром Беца позвонил мне, чтобы уточнить, насколько вчерашнее сообщение соответствует действительности… «Почему же они мне не позвонили?!» Я, как мог, постарался успокоить ветерана и пообещал связаться с непосредственными организаторами из РФС. Но каково же было мое удивление, когда в Российском футбольном союзе никто мне так конкретно и не объяснил, почему же заслуженного мастера спорта, олимпийского чемпиона, заслуженного тренера Российской федерации (!!!) все-таки не вызвали в Москву. Несмотря на то, что в официальном списке приглашенных он значится.
На недавнем открытии в Киеве Дома футбола мне удалось встретиться с вице-президентом РФС Никитой Павловичем Симоняном, который, кстати, два года назад, поздравляя Йожефа Бецу с 75-летием, прислал в Мукачево трогательную телеграмму, в которой назвал своего боевого товарища «самым техничным, самым красивым и самым культурным футболистом в сборной СССР…» Когда я сказал ему, что, узнав о торжественном мероприятии, тут же позвонил Беце, Симонян заметил: «Зря вы это сделали…» «Вы что, не собирались его вызывать?» Мэтр футбола замялся и дал понять, что разговор окончен, тем более, что его постоянно отвлекали теле- и фотооператоры… «Но вы же рискуете насмерть расстроить своего коллегу и товарища!» – пытался я достучаться до Никиты Павловича…
Придя домой, я, написал письма руководителю Федерального агентства по физической культуре и спорту России Вячеславу Фетисову и президенту футбольного клуба ЦСКА, за который в свое время с успехом отыграл Беца…
Президент Союза ветеранов футбола Александр Мирзоян, которому поручены организационные вопросы, так и не смог вразумительно объяснить, что же произошло. То ли бухгалтерия Российского футбольного союза не в состоянии провести по смете расходы на билеты для украинца-иностранца… Зачем тогда было обнародовать, что Йожеф Беца «порадует болельщиков и специалистов своим присутствием…»? И почему никто из футбольных госчиновников не подумал о том, как отреагирует на это безобразие немолодой уже олимпиец?
Узнав, что Беца выедет в Москву за свой счет, Александр Багратович, согласился встретить его и разместить в гостинице… «А как быть с медалью?» «Попробую заказать на Монетном дворе муляж…» «Но почему бы вам не послать в Мукачево официальное приглашение?» «Вас устроит, если завтра ветераны сборной Разинский, Иванов и Парамонов из кабинета Симоняна позвонят Беце?» «Меня-то устроит, но главное – не обидеть Йожефа Йожефовича…»
На следующий день супруги Беца целый день просидели у телефонного аппарата, но звонка из Москвы так и не последовало!
Оставалось прибегнуть к помощи друзей-журналистов: я позвонил коллегам в Москву и рассказал о происшедшем. И в часовой радиопрограмме, посвященной российскому футболу, на весь мир прозвучало сообщение журналистов-россиян о бездумном поведении чиновников из РФС… Валерий Винокуров напомнил слушателям о заслугах нашего земляка перед советским и российским футболом. Реакция россиян была адекватной: «в России забывают о преемственности поколений – отсюда, наверное, и многие неудачи отечественного футбола…»
В юбилейном 600-м выпуске программы «Прессинг», в присутствии ветеранов футбола, журналисты «Свободы» снова вернулись к этому неприятному инциденту: оказывается, в адрес редакции продолжают поступать возмущенные отклики любителей футбола со всего мира.
Несколько фактов из биографии олимпийского чемпиона…
– Чем объяснить, что среди закарпатцев практически не было слабых игроков?
– Очевидно, в наших генах заложены исключительно высокие физические кондиции: возьмите покойного Ференца Медвидя, «человека с двумя сердцами», который мог отработать две игры подряд, или Ласло Раца, безостановочно сновавшего по своей левой бровке, словно челнок. А как здорово играл Йожеф Сабо, исключительно работящий полузащитник, успевавший и в атаке, и в обороне… Что касается техники, то у нас всегда ценились «фигляры» – игроки, любящие дриблинг…
– Кто из ваших партнеров времен первого олимпийского «золота» произвел на вас наибольшее впечатление?
– Наверное, Игорь Нетто, с которым мне, играя в полузащите, приходилось закрывать всю ширину поля. Даже сейчас, когда футбол стал намного атлетичнее, трудно представить себе, что можно без ущерба для командной игры, вдвоем выполнять такой объем работы… Игорь тяготел к игре в атаке, так что мне часто приходилось его страховать… Было нелегко. Впрочем, тогда нас называли буйволами. Наверное, за то, что на фоне всеобщей нищеты выглядели откормленными бычками… И могли все 90 минут безостановочно носиться по полю.
– Сегодня футбол становится все более атлетичным, а, попросту говоря – жестоким… Как в ваше время обстояло дело с грубостью?..
– Такое было во все времена: если ты представляешь угрозу для соперников, тебя обязательно постараются вывести из строя… В драку, конечно не лезешь: сначала «посылаешь его за кефиром»… Если не помогает, тихонько предупреждаешь: «Хорошо, сейчас я тебя «отремонтирую…» Ловишь момент и «ставишь нахала на место»… Главное, не фолить сразу же после нападения на тебя… Футбол – жесткая мужская игра, и 90 минут всегда хватает, чтобы встретиться с обидчиком где-нибудь в «укромном месте»…
Помню, играли мы с немцами… Среди них оказался хулиган, который грубо сыграл с двумя нашими игроками… И при этом – никакого раскаяния! Еще и бранными словами на немецком «поливает»… Но я-то понимаю, что он нас «русскими свиньями» называет… «Смотри, красавчик, получишь!» – «шпрехаю» ему. Ноль внимания!.. «Игорь, – прошу я Нетто, – подкинь мне мячик…» Тот улучил момент и, когда немец приблизился ко мне, подбросил мяч… Я сделал вид, что буду бить с разворота и, положив корпус, подрезал под мячом и…ударил. Мяч подлетел вверх, а «красавчик» на полном ходу нарвался на мой носок… «Глобус»!.. Хулиган потерял сознание и его увезли в больницу… Пришлось после игры идти – извиняться…
– Хорошую же «информацию к размышлению» вы сообщили!..
– Вообще-то я был дисциплинированным игроком – понапрасну не грубил. Но, если надо было постоять за честь флага, заступиться за партнера – позволял себе «психануть»… Не люблю нахалов.
– Знаю, что вам во многом помогало знание языков?..
– Конечно. Я учился в немецкой школе – она оказалась ближе других к дому. А вообще в Закарпатье всегда принято знать, как минимум, два иностранных языка, поэтому многие говорили и на венгерском, и на немецком, и на словацком. Учили даже английский. Сейчас, конечно, говорят на украинском и русском… А тогда, до прихода Красной Армии, мы эти языки знали слабовато…
Знание языков частенько помогало на поле. В 54-м было принято решение сыграть с олимпийскими чемпионами и вице-чемпионами мира – венграми. Началась игра и у них почему-то не все стало получаться, как хотелось: Войнов прихватил Пушкаша, меня приставили к Хидегкути… А так как все их «секретные» переговоры я понимал, то было не трудно разгадывать их комбинации… В какой-то момент, когда мой подопечный ударил меня по ноге, я, не сдержавшись, выдал ему многоэтажный венгерский мат. Ошибочно считается, что самым убедительным является русский мат – во всем мире его используют, когда в родном языке невозможно найти подходящих слов… Но, когда венгры хотят выразить свое негодование, то они делают это так виртуозно, нанизывая одно слово на другое, что русские бранные слова – ничто по сравнению с этой «поэзией»… Когда Хидегкути услышал, что я говорю по-венгерски да еще так живописно, он остолбенел: «Так ты – наш!» «Какая разница, кто я – мадьяр, турок или американец? Если будешь хамить, так «засажу», что мало не покажется…» «Извини, пожалуйста…» В том матче я получил приз лучшего игрока…
Несколько лет назад в Будапеште собрали знаменитых венгерских спортсменов… Никогда не думал, что такая маленькая страна воспитала столько известных во всем мире людей. На фуршете я в основном общался с футболистами – их было больше остальных… Было такое ощущение, словно вернулся в молодость…
«Олимпийскую стипендию получаешь?» – спрашивают. «Понятия не имею…» «Да ты что! Венгры уже и в Африке получают! Ладно, не переживай: скоро будем в Киеве, подскажем кому надо… Если не сделают, заберем тебя в Будапешт – здесь своих не обижают…» И таки добились: выплатили мне сразу за три месяца… Правда, должны были за несколько лет.
От радости до горечи…
Йожеф Беца, ободренный нашей поддержкой, взял билет на поезд и утром 6-го декабря собирается выезжать в Москву. Как его там встретят?.. Наверняка, ветеран уже в мыслях предвкушал встречу с друзьями, воспоминания о совместных футбольных битвах и многое-многое другое, близкое сердцу… Забывать этого нельзя. Равно как и тех, кто принес славу своей стране. Наверное, самое важное для пожилого человека – это осознание того, что его помнят и уважают.
Когда «Главред» уже готовился размещать этот материал на своих страницах, позвонил Йожеф Беца и сообщил, что Президент Союза ветеранов футбола России Александр Мирзоян ОТКАЗАЛ ему в приглашении, заявив, что на него не имеется «разнарядки». И вообще, дескать, это мероприятие касается лишь футболистов, живущих в России!..
Нет, это даже не обида и горечь. Это шок! Во все века считалось, что ничего нет более святого, чем боевое братство, готовность отдать всего себя без остатка за товарища. С позиций этого Кодекса Чести, поступок в отношении человека, посвятившего всю жизнь отечественному футболу, в том числе, и российскому, очень похож на предательство. По крайней мере, нам так кажется…
О ком или о чем статья...
Беца Йожеф (Иосиф) Йожефович (Иосифович)